21.04.2020

Приемный родитель

Послушание приемного ребенка, желание и умение выполнять правила жизни зависит не только от особенностей приемной семьи, но и от специфики индивидуальных проблем ребенка. Ребенок попадает в новую ситуацию, и изменения, которые происходят с ним, охватывают практически все уровни его развития. Его интеграция в общество в немалой степени зависит от так называемого сиротского шлейфа, т.е. последствий влияния травматического опыта жизни на систему отношений к себе и другим.

По данным многолетних исследований ученых, если семья грамотно выполняет свои функции сопровождения, т.е. является эффективной, то агрессивное поведение у приемного ребенка значительно усиливается в год замещающей заботы. У детей на данном этапе зафиксирован первый пик состояния эмоционального благополучия. Снижение внутренней напряженности способствует большей раскрепощенности, активности, что и обнажает особенности поведения, которые дети ранее пытались не проявлять.

В семьях с неэффективной заботой агрессивное поведение у ребенка постоянно возрастает и достигает пика в полтора года. Повышенная виктимность детей – сирот, т.е. склонность стать жертвой, провоцирует их на мазохистический тип адаптации в замещающей семье, а неподготовленная семья не в состоянии контейнировать их тревогу и нередко сама провоцирует на конфликт.

Что делать.

Если ребенок проявляет яркую эмоциональную реакцию, задача приемного родителя- поддержать его, помочь прожить сложные эмоции и не обесценивать их.

Часто, чтобы прожить эмоцию, достаточно ею поделиться, рассказать. Но дети не всегда умеют распознавать свои чувства. В этом случае взрослый может помочь ребенку, разделить с ним негативные эмоции. Например: «Я вижу, как ты злишься. Понимаю, как тебе было обидно». Это и называется контейнировать эмоции. Взрослый – это большой контейнер, забирает себе часть боли ребенка, разрешает открыто поплакать, проговорить вслух свои ощущения.

После контейнирования, важной частью в воспитании ребенка, является помощь в поиске ответственного решения. Как только ребенок успокоился, можно сказать, что мы немного позлились, пообижались, а теперь давай подумаем, что ты будешь делать в следующий раз, когда наступит похожая ситуация. Детям нужно предложить 2-3 варианта действия на выбор и поддержать в их осуществлении.

Пособия и выплаты