22.12.2020

О визуальной поддержке детей с РАС

В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра в арзамасском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями широко используется такой элемент обучающей программы TEACCH, как визуальное расписание. Это невербальный способ наглядно "рассказать" ребенку о событиях, которые должны произойти, с четким описанием порядка этих событий. Визуальное расписание помогает ребенку с нарушениями социального взаимодействия преодолеть сложности запоминания последовательности действий, понять требования специалиста на занятии, снизить уровень тревожности и связанную с ним частоту поведенческих проблем. Все происходящее с ребенком в центре становится предсказуемым, поэтому снижается тревога и психологический дискомфорт, ведь дети с аутизмом боятся именно незапланированных ситуаций.

Визуальные инструменты, отмечающие последовательность задач для ребенка с РАС, были приобретены ГБУ "РЦДПОВ г. Арзамаса" в рамках реализации мероприятий региональной Концепции комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в 2020 году и сегодня широко используются специалистами на занятиях с аутичными детьми. В отделении дневного пребывания - для каждого ребенка есть визуальное расписание занятий на день с обозначением его имени или его фотографией, и картинками с изображением предстоящих событий. Каждый день перед началом занятий ребенок с родителем смотрит, какие активности и в какой последовательности будут проходить. Например, сначала - массаж, затем - лечебная физкультура, занятия психолога и т.д. После каждой выполненной активности, ребенок снимает соответствующую картинку расписания и помещает ее в окошко "Сделано". Это наглядно показывает ребенку, что событие закончено, задача выполнена, можно приступать к следующей или идти домой.

Визуальные расписания также используют специалисты на занятиях, чтобы показать ребенку последовательность заданий или алгоритм действий, например при рисовании, мытье рук и пр.

Анализируя опыт использования визуального расписания при полустационарном социальном обслуживании детей с аутизмом, можно отметить, что с его помощью можно значительно улучшить качество жизни ребенка с РАС, уменьшить его тревогу и предупредить поведенческие проблемы.

Пособия и выплаты