15.01.2021

Обучение коммуникации детей с РАС

Важным направлением в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС в арзамасском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями является формирование их коммуникативных навыков. Проблемы с коммуникацией характерны для всех детей с аутизмом независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно установить контакт с другими людьми, они не понимают, когда и как необходимо использовать коммуникацию. Стремление понять ребенка с РАС— одна из главных задач коррекционной работы.

Специалисты отделений психолого-педагогической помощи и отделения дневного пребывания используют в своей работе целый ряд альтернативных коммуникативных систем, применяемых для людей с аутизмом, включая использование символов, технологий, речи, жестов и знаков.

Одним из средств альтернативной коммуникации, которое применяется в работе с данной категорией детей, является коммуникативное оборудование. Речевые тренажёры - однокнопочные коммуникаторы, 7-уровневый конструктор-коммуникатор, настенный коммуникатор со съемными дисками, коммуникатор «Go Talk» - были приобретены ГБУ "РЦДПОВ г. Арзамаса" в рамках реализации мероприятий региональной Концепции комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в 2020 году.

Коммуникаторы помогают неговорящему ребенку с РАС сообщить о своих потребностях, выстроить простой диалог с другим человеком простым нажатием «говорящей» кнопки с соответствующей картинкой. Начальным этапом обучения ребенка коммуникации является знакомство с карточками, которые символизируют приветствие и прощание в речевом тренажёре. Следующий этап - знакомство с карточками «Да» и «Нет», которые помогают ребенку с РАС выразить своё согласие или нежелание. Впоследствии постепенно увеличивается набор изучаемых символов предметов и действий из серии картинок PECS. Ребенок с помощью коммуникатора сообщает взрослому о том, что он хочет сделать или о чем-то попросить.

В итоге коррекционно-развивающих занятий специалистов центра с детьми с РАС с использованием нового коммуникативного оборудования наблюдается динамика в проявлении у детей инициативности, активности и участия во взаимодействии с окружающими людьми. Дети демонстрируют радость от того, что их понимают, и они сами могут сообщить о своих потребностях и желаниях.

Положительные изменения, достигаемые на занятиях, закрепляются в условиях семьи. Родителям предоставляются подробные рекомендации по организации коммуникативного взаимодействия с ребенком.

Пособия и выплаты